Началось строительство Пушкинского музея

06:35
13779
Началось строительство Пушкинского музея

17 августа- Истра новости, В конце 1896 года в столичной печати были опубликованы условия Конкурса на составление проекта здания для Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, который по просьбе университета проводила Петербургская Академия художеств. С этого момента началось осуществление давней мечты о создании в Москве художественно-образовательного общедоступного музея.

Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Ему придали вид античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Электрического освещения в экспозиционных залах не планировалось. Считалось, что осматривать скульптурный Музей лучше всего при естественном освещении и открыт он будет лишь в светлое время суток.

Церемония торжественной закладки здания Музея на Колымажном дворе состоялась 17 (29) августа 1898 года в присутствии членов императорской фамилии, попечителя Московского учебного округа, ректора и профессоров Московского университета, членов Комитета и почетных гостей.

В Музее при самом его начале стали формироваться собрания оригинальных произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. Уникальная коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тыс. памятников), собранная русским ученым-востоковедом Владимиром Семеновичем Голенищевым, была приобретена у него государством и, благодаря хлопотам Цветаева, передана в Музей в 1909—1911 годах. Это событие выдвинуло университетский музей в число обладателей выдающихся древневосточных коллекций. Незадолго до открытия Музея русский дипломат Михаил Сергеевич Щекин пожертвовал собранные им произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII—XV вв., великая княгиня Елизавета Федоровна и сын славянофила Алексея Степановича Хомякова Дмитрий Алексеевич подарили Музею первые подлинные итальянские скульптуры XVI—XVII вв. Через племянника коллекционера была получена небольшая коллекция графики старых европейских и русских мастеров Сергея Васильевича Пенского. В 1913 г. этнограф граф Алексей Алексеевич Бобринский передал в Музей свое фамильное собрание бронз: канделябры, часы и другие образцы французского художественного литья XVIII—XIX вв.

Кардинальные перемены, которые несла с собой революционная эпоха, не обошли и Музей. Весной 1923 года, в связи с общей реорганизацией музейной сети и перераспределением художественных ценностей, Наркомпросом РСФСР было принято решение об устройстве в Москве центрального Музея Старой западной живописи на основе иностранной части картинной галереи ликвидируемого Румянцевского музея с размещением его в здании Музея изящных искусств. Последний утрачивал статус учебного. С ноября 1923 года он был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. В 1924 году, помимо Румянцевского музея, сюда передавались картины из бывших собраний Генриха Атанасовича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина, из Государственного музейного фонда и некоторые картины из музеев Ленинграда. Эти поступления в соединении с хранившейся в Музее коллекцией М.С.Щекина позволили научному коллективу Музея во главе с его директором профессором Николаем Ильичем Романовым создать научную экспозицию картинной галереи и 10 ноября 1924 года открыть первые ее залы.

До 1930 года продолжался процесс передачи в Музей картин из национализированных московских усадеб, из ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С.Остроухова, а также из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи — непрофильных для них произведений западноевропейского искусства. Несколько партий картин было получено из Эрмитажа, других ленинградских музеев, Ленинградского музейного фонда. В итоге в Музее сложилось ядро Картинной галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея было присоединено свыше 1 тыс. клинописных табличек и около 3 тыс. других древневосточных памятников из бывшего Музея-института классического Востока.

В 1932 году Музей был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина.

В 1941—1944 годах бòльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания Музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции (открыта 3 октября 1946 года) под руководством директора Музея, скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова, зам. директора по научной работе профессора Бориса Робертовича Виппера и главного хранителя Андрея Александровича Губера. Были возобновлены популяризационная работа и комплектование, а также археологические раскопки, проводившиеся Музеем в Крыму и на Тамани с 1927 года.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера Музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», с 1997 года – «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав Музея включена его квартира, превращенная в мемориальную (Большая Бронная, 2/6, кв. 58).

В настоящее время собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает свыше 670 тысяч произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.

В рукописном фонде хранятся документы по истории Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.

При Музее имеются научно-реставрационные мастерские и одна из лучших в Москве специальная Научная библиотека.

В 1991 году ГМИИ им. А.С. Пушкина внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Использован материал с официального сайта музея.

Узнавайте новости первыми!
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Читайте также