Герои Великой Победы: гвардии майор, военный лётчик 1‑го класса, Герой СССР Данилов Алексей Васильев

10:00
249
Герои Великой Победы: гвардии майор, военный лётчик 1‑го класса, Герой СССР Данилов Алексей Васильев

Данилов Алексей Васильевич

Годы жизни: 1923 – 1985,
Место жительства: г.Истра, Московская область,
Звание: гвардии майор, военный лётчик 1-го класса, Герой СССР, участник Парада Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади,
Награды: Медаль Героя Советского Союза «Золотая Звезда», Орден Ленина, 2 Ордена Красного Знамени, 3 Ордена Отечественной Войны I степени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За взятие Берлина», медаль «За освобождение Праги», медаль «За Победу над Германией», Чехословацкая медаль «За храбрость перед врагом»,
Знаки: Ромб Академии КВВА, лётчик 1 класса, ветеран 161 БАП, ветеран 8 БАД, ветеран 2 воздушной Армии, 30 лет Украинской ССР.

Из наградного листа на присвоение звания Герой СССР:

«За период Отечественной Войны из скромного рядового лётчика бомбардировщика, своими подвигами, вырос в мужественного и отважного мастера-бомбардировщика-пикировщика. Командир звена, бесстрашный «охотник» и отважный разведчик лично совершил 179 успешных боевых вылетов, из них 82 с пикирования и 72 вылета на боевую разведку войск, оборонительных рубежей и аэродромов противника».

Пролетел с боями от Тушино и Кубинки до Берлина и Праги. Воевал в составе Бомбардировочного Корпуса на 8 Фронтах Великой Отечественной Войны. Западный, Калининский, Волховский, Северо-Западный, Воронежский, Степной, 2 Украинский и 1 Украинский фронты.

Участвовал в наступательных и оборонительных операциях: Вязьминское направление, г.Калинин, Ржев, прорыв блокады Ленинграда, Великие Луки и Рамушевский коридор, Курская дуга и Прохоровка. Освобождение Белгорода, Харькова, Левобережной Украины (Черкассы-второй Сталинград) и Корсунь Шевченко, Яссы, Умань, Львовско-Сандомирская операция, Нижне и Верхне Силезские операции. Взятие Берлина и освобождение Праги.

Первым сообщил командующему 1 Украинским Фронтом маршалу И.С.Коневу прямым текстом в разведывательном вылете о встрече Красной Армии и войск союзников на Эльбе в г. Торгау, предотвратив возможное боевое столкновение.

Первым дал сообщение в боевом вылете в разведку, открытым текстом в ставку маршала Жукова об обнаружении и продвижении к Праге танковых армий Лелюшенко и Рыбалко.

Из 8 фотографий-схем воздушных боёв разведчика л-та Данилова А.В. сохранились 2 фотографии, которые были наглядным пособием во 2-й Воздушной Армии, для изучения боевого применения самолёта Пе-2 и новых приёмов в тактике воздушного боя с истребителями противника.
Одна фотография воздушного боя разведчика л-та Данилова А.В. легла в основу фрагмента боевого вылета экипажа разведчика, в художественном фильме режиссёра Бирмана — «Хроника пикирующего бомбардировщика», спустя 25 лет после окончания Великой Отечественной Войны.

Такие лётчики-новаторы своими примерами спасли многие жизни своих собратьев по оружию.

Рассказывает сын Данилов Вячеслав Алексеевич:

«О себе отец, как правило, заводил разговор по какому-нибудь жизненному поводу. Во время моей учёбы в старших классах школы, как я понял позднее, повзрослев, он приводил в пример свою учёбу в школе и техникуме.

Он окончил с отличием семилетнюю школу им. Крупской, в г.Истра. Без экзаменов был принят в московский речной техникум, в котором без отрыва от учёбы, окончил аэроклуб Кировского района г.Москвы и освоил самолёт У-2. После 3-х курсов техникума по добровольному призыву закончил обучение на лётчика штурмовика, самолёт Р-5, в лётном училище г.Пермь. В этом же 1940г. продолжил обучение и освоил новый тип самолёта СБ (скоростной бомбардировщик), один из лучших бомбардировщиков в то время. Его пример заключался в том, что всё это он изучил в 17 лет!

Больше того, ему было присвоено воинское звание сержант, но по возрасту в действующую армию ему было рано и его оставляли в училище инструктором. И только после начала Великой Отечественной Войны, он был направлен в Кировобадскую школу пилотов, переучиваться на лучший в мире, пикирующий фронтовой бомбардировщик Пе-2. В итоге в 18 лет им было освоено 4 типа военных самолётов ВВС РККА.

Эти его рассказы впоследствии подтвердились материалами из его личного дела, хранящимися в Центральном Архиве МО РФ и двумя лётными книжками из его личных документов.

Когда я задавал ему вопросы о войне, он начинал рассказывать не о себе, а своих однополчанах, о боевом опыте лётного состава, о том как вместе отдыхали и вместе погибали его друзья. Но иногда он рассказывал о некоторых эпизодах, которые мне крепко запомнились.

Один из них…
В полк прибыл командир дивизии п-к Грибакин Г.В. Ему поступил приказ командира авиационного корпуса, генерала авиации Полбина И.С. от командующего 2 Воздушной армии генерала Красовского С.А. срочно получить разведданные о противнике на важном участке 1 Украинского фронта. Из всей 2 Воздушной армии выбор пал на экипаж моего отца. С п-ком Грибакиным Г.В. отец воевал ещё до формирования 804 (161 БАП) на Западном фронте. Спросил у отца –«Алёша, полетишь?».
Кто хоть немного знаком с авиацией, тому будет понятно, всю сложность поставленной задачи.
Польша, европейская весна. Сильный боковой ветер, метель, позёмка, облачность 100 метров, взлётная полоса – каша. Даже самые современные самолёты, оснащенные новейшими навигационными приборами, надёжной механизацией крыла, стабилизаторов высоты и направления, органов управления в такие метеоусловия стоят на аэродромах.
Командир дивизии стоял на старте и курил папиросу за папиросой до взлёта самолёта, знал что посылает экипаж на верную смерть. После фотографирования цели самолёт разведчик повернул на свой аэродром базирования.
Как можно было выполнить боевое задание при таких метеоусловиях? Непостижимо! Штурман привёл самолёт на свой аэродром почти при нулевой видимости.
Как можно было разглядеть посадочную полосу. Все было заметено снегом? И это при том, что Пе-2 из-за конструктивной особенности места установки шасси, имел склонность при малейшей ошибке лётчика к «козлению» и капотированию. К тому же самолет при взлёте и посадке имел склонность к развороту вправо. Самолёт не терпел никаких эволюций при глиссаде в точке выравнивания. Ведь чуть сместившись с полосы колеса зарывались в снег и самолёт переворачивался через нос. Как правило, экипаж погибал.
Задание было выполнено. Экипаж получил благодарность от командующего 1 Украинским фронтом маршала И.С.Конева.

Ещё один эпизод…
По данным разведки фронта было обнаружены значительные силы противника на важном направлении будущего наступления Красной армии. Немцы очень умело маскировали свои аэродромы, механизированные войска, оборонительные сооружения, склады и др. Воздушная разведка 2 Воздушной Армии подтверждала эти данные. Но всё-таки у командования 1 Украинским фронтом были сомнения об этих сведениях. По логике стратегии и тактике ведения оборонительных операций немцев, в штабе 1 Украинского фронта предполагали, что основные силы противника должны были быть сосредоточены на другом направлении.
И вот, для точной и объективной разведки войск и оборонительных сооружений немцев, командование 2 Бомбардировочного Авиационного Корпуса, выбрало один из лучших экипажей разведчиков, экипаж моего отца, л-та Данилова А.В.
Отец вышел в район цели, произвел разведку на бреющем полёте, был атакован истребителями люфтваффе, ушёл от них и открытым текстом сообщил, что все предполагаемые войска – муляжи и значительных сил противника на данном участке фронта нет. При этом выработал весь бензин и сел в поле на нашей территории.
Был предотвращен вылет для произведения бомбового удара всем авиационным корпусом по пустым позициям врага.
После выполнения задания, самолет заправили бензином при помощи наземных войск и вечером возвратились в полк. Прилетел командир корпуса генерал Полбин И.С. и лично вручил экипажу ордена. Отцу орден Отечественной Войны I степени, а штурману и стрелку радисту ордена Отечественной Войны II степени.

Читая книги и воспоминания однополчан моего отца, я с удовольствием отмечаю, как ветераны называют его – «наш отважный разведчик», «наш бесстрашный «охотник», «первым из нас загружал самолёт сверх нормы бомбами» и т.д.

А от первоначального лётного состава полка до Победы дожили 13 человек (лётчики, штурманы и стрелки-радисты). Полк пополнялся за годы войны 6 раз.

Вот так воевал мой отец, истринец, Данилов Алексей Васильевич.

После Отечественной Войны, в 1948 году отец поступил в Монинскую Краснознамённую Военно-Воздушную Академию (сейчас им. Жуковского и им. Ю Гагарина). Опять ставил в пример лётчиков, поступающих в Академию первых трёх выпусков. В среде лётчиков эти три выпуска называли «Золотая Орда». Все прибывшие для поступления в академию, были в основном Герои СССР, вся грудь в золоте и серебре. Конкурс 17 человек на место. Как он сдал экзамены – непостижимо. Всего 3 курса техникума до войны в 1933 году.

Закончил мой отец службу начальником КП и зам. командира авиационной дивизии. Демобилизовался из армии по состоянию здоровья в возрасте 34 года.

Горжусь отцом, светлая память нашим отцам и дедам, практически всю свою жизнь преодолевавшим трудные времена нашей Отчизны!»

Вечная слава нашим Героям!

Узнавайте новости первыми!
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Читайте также