По сокровищницам Истринской земли
Музей «Новый Иерусалим»
В постоянной экспозиции выставлен портрет княгини Марии Барятинской, работы французского живописца Робера Лефевра.
Картина написана в 1817 году. На ней изображена княгиня Мария Барятинская с трёхлетней дочерью Ольгой. Главная задача, стоявшая перед художником — показать высокое социальное положение человека.
-> Такие портреты писали, как правило, для дворцовых интерьеров, на больших холстах, в рост, что возвеличивало модель, придавало торжественность изображению. Богатая одежда, пышный антураж, величественный задний план — всё должно было подчёркивать высокий статус модели.
-> На картине Мария Барятинская одета в голубой бархатный сарафан, украшенный золотым шитьем, который после победы над Наполеоном в войне 1812 года, стал придворным парадным костюмом. На голове — кокошник, унизанный жемчугом.
-> Эта картина — пример классического парадного портрета, выполнена в стиле ампира. Для этого жанра характерно обращение к античному искусству и эпохе Возрождения. Все элементы полотна отсылают зрителей к временам Древней Греции и привносят в композицию торжественность. Один из художественных приёмов стиля ампир — низкий горизонт, из-за чего зрителям кажется, что они смотрят на картину снизу вверх.
-> Интересно узнать и о самой героине. Мария Барятинская родилась в 1792 году в семье графа Дорофея Келлера — прусского посла в России. В двадцать один год Мария вышла замуж за дипломата Ивана Барятинского. Портрет княгини был написан для загородной резиденции Марьино в Курской губернии.
-> Мария славилась своей добротой и милосердием. Не случайно художник изобразил её с ребёнком: детей она очень любила. У княгини их было семеро, и они все получили прекрасное воспитание и образование. В 1843 году одна из дочерей Марии Барятинской умерла от лихорадки. В память о ней княгиня создала Мариинский приют для бедных женщин.