По сокровищницам Истринской земли
Портрет Ивана Бецкого, который находится сейчас в коллекции музея «Новый Иерусалим», написал шведский художник Александр Рослин в 1770-е годы.
Изображение личного секретаря Екатерины II объединило в себе черты парадного и камерного портретов. Иван Бецкой сидит в своём кабинете в большом кресле с высокой спинкой. Такие кресла в России называли «вольтеровскими» в честь французского философа. Автор запечатлел героя не в парадном костюме, а в домашнем халате.
-> Особое внимание Рослин уделил драпировке: он сумел передать блеск атласной ткани халата и мягкую фактуру бархатных кюлотов. Устремлённый вдаль задумчивый взгляд, план постройки в руке – всё показывает, что герой портрета занимается интеллектуальной деятельностью. В XVIII веке картины в стиле классицизма изобиловали подобными деталями, которые дополняли образ модели.
-> В то время русская живопись была тесно связана с творчеством западноевропейских мастеров, которые работали в Российской империи. Иностранные живописцы начали приезжать в Россию ещё при царе Алексее Михайловиче. Во время правления его сына, Петра I, влияние европейских художников на русское искусство стало очень значительным.
-> Иностранцы обучали мастерству русских живописцев и делились с ними своими методами. При этом русская культура, вся атмосфера русской жизни, в которой оказывались западноевропейские мастера, тоже влияла на их творчество.
-> Александр Рослин приехал в Петербург по приглашению императрицы Екатерины II. К тому моменту он уже был известным художником. В России он прожил с 1775 по 1777 год. За этот короткий срок шведский живописец написал более ста заказных портретов представителей русского дворянства.
-> Его кисти принадлежит изображение Екатерины II, но она осталась недовольна работой. В письме барону Фридриху Гримму Екатерина II написала, что автор изобразил ее «шведской кухаркой, грубой и простой». Тем не менее, портрет личного секретаря императрицы Екатерины II Ивана Бецкого все же доверили Александру Рослину.